Психологія: лекції, семінари,
практичні, сценарії тренінгів

пошук по сайту
ось
Вхід

Психологические аспекты организации учебного взаимодействия в Интернет-пространстве

ГоловнаСтаттіЦей матеріал

Скуловатова Е.В. Психологические аспекты организации учебного взаимодействия в Интернет-пространстве / Скуловатова Е. В. / / Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник статей по материалам ІІІ Международной научно-практической конференции 26-28 декабря 2012 г.: в 2 ч. / под. общ. ред.. проф. Л.М. Попова, проф. Н.М. Шведова. – Йокшар-Ола: МОСИ-ООО «Стринг», 2013. – Ч. 2. – С. 264-268.

 

Психологические аспекты организации учебного взаимодействия в Интернет-пространстве

Скуловатова Е. В.

 

Развитие современных технологий идёт с нарастающим темпом, что выдвигает перед преподавателями вузов новые требования и ставит задания, решение которых требует оперативности. Данная статья посвящена проблеме налаживания эффективного взаимодействия посредствам Интернета.

Ключевые слова: Интернет-пространство, взаимодействие, общение.

 

Development of modern technologies is a growing rate that confronts teachers of universities and places new demands on the job, which require speed. This article deals with the problem of establishing effective communication through the Internet.

Key words: Internet space, interaction and communication.

 

Актуальность статьи обусловлена нарастанием темпа развития информационных технологий, что ставит перед преподавателем широкий спектр новых задач. Заметим, что вопрос рациональности использования Интернета в учебном процессе уже не поднимается, так как ответ очевиден. Реалии современности ставят во главе проблему разработки способов, методов, принципов и методик на которых будет базироваться педагогическое взаимодействие будущего. Важное место занимает исследование психологических моментов, которые возникают при взаимодействии преподавателя и студента посредствам Интернета.

Проблема организации обучения с привлечением современных технологий, в частности Интернета, обговаривается достаточно активно. В ней выделяются тематические блоки:

  • дистанционное образование - реализовывается исключительно в Интернете;
  • заочное образование - имеет значительный потенциал взаимодействия посредствам Интернета;
  • стационарное образование – использование Интернет-технологий способствует повышению качества знаний и усвоения материала. Данная статья посвящена третьему виду образования, так как он превалирует в нашей стране и на данный момент минимально использует возможности реализации учебных задач через Интернет.

Цель публикации – раскрыть психологические особенности взаимодействия между преподавателем и студентами дневной формы обучения, которые возникают в Интернет-пространстве.

Изучением проблемы формирования информационной компетентности педагогов занимались: А. А. Ахаян, Е. З. Власова, В. А. Извозчиков,
А. А. Кузнецов, Е. С., Полат, И. В. Роберт, О. Н. Шилова и др. Возможность использования Интернета с целью повышения квалификации работников образовательной сферы освещается в роботах С. Г. Вершловского,
В. М. Вымятнина, В. В. Кузнецова, И. В. Роберта и др. Особенности применения телекоммуникационных технологий в образовании рассматривали Б. С. Гершунский, Е. С. Полат, Л. Г. Сандакова, С. А. Христочевский,
Е. Н. Ястребцева. Педагогическое взаимодействие в целом, и в частности между преподавателем и студентом раскрыто в роботах Б. Г. Ананьева,
В. А. Кан-Калика, C. B. Кондратьева, А. К. Маркова, A. B. Петровского,
Е. И. Рогова, А. И. Щербаков и др.

Исследования просвещенные педагогическому взаимодействию начались в 70—80-е гг. XX века. Причиной стало введение всеобщего среднего обязательного образования и «информационный взрыв». А. И. Готская провела обширный анализ и обобщила подходы к пониманию термина «педагогическое информационное взаимодействие». Исследовательница пришла к выводу, что это процесс совместно-распределенной деятельности, реализуемый средствами сети Интернет, направленный на удовлетворение разнообразных информационно-образовательных потребностей участников взаимодействия. Он способствует появлению изменений в ментальном опыте, как отдельных субъектов, так и групп [1]. Нами было проведено исследование студентов первых и вторых курсов, направлений подготовки: менеджмент, право, банковское дело и бухгалтерский учёт. Всего выборка составила 250 человек. С помощью методов опроса и факторного анализа наратива, который написали студенты, удалось выяснить, что частичный перенос учебного взаимодействия из аудиторий в Интернет-пространство имеет в своей основе ряд противоречивых психологических моментов. Негативным аспектом такого переноса является:

  • Засилье разнообразной информации, из которой трудно выделить основное. Студент, попадая в «лабиринт» ссылок и возможностей теряет способность вычленять основное и отбрасывать второстепенное. Чрезмерность информации приводи к тому, что она не запоминается.
  • Широкий спектр возможностей установления взаимодействия (форумы, чаты, социальные сети, специальные переговорные программы, блоги и др.) приводят к тому, что каждый преподаватель выбирает удобные, или наиболее понятный ему способ взаимодействия, тем самым вызывая у студентов состояние растерянности, усложняет ориентирование в сети.
  • Отсутствие возможности постоянного доступа к Интернету усложняет контакт, создаёт дополнительные трудности.
  • Большое количество посторонних раздражителей (реклама, посты друзей), что приводит к рассеванию внимания и ненужным тратам времени.
  • Накопление усталости от пребывания за компьютером.
  • Обезличивание пользователей (замена эмоций на лайки, отсутствие невербальной информации, выхолощенные сообщения) в результате которых теряется личные контакт и понимание.
  • Формирование барьера непосредственного личного общения. Удобство и простота контакта в сети приводит к тому, что потребности очного контакта атрофируется. Углублённой формой проблемы может выступать страх перед «живым человеком» и встречей с ним.
  • Суррогат общения заменяет живое и в последнем может отпадать необходимость. Сережникова Р.К. и Попов Ю.В. провели социологический опрос который показал, что 70% студентов не хотели бы отказываться от посещения занятий. Первой причиной посещать занятия они назвали сложность самостоятельно разобраться с материалом, а на втором месте оказалась непосредственно необходимость. [2].
  • Контактируя через Интернет, студент может вторгается в личное пространство преподавателя.
  • Взаимодействие через Интернет создает для преподавателя неоплачиваемые рабочие часы (Данная проблема была установлена в результате опроса преподавателей).

Отметим, что большинство перечисленных проблем решаются. Некоторые из них исчезают сами по себе, такие как трата времени на ненужные занятия и отвлечение на рекламу, последнюю, как правило, люди постоянно работающие в Интернете учатся игнорировать.

Позитивными моментами переноса общения в Интернет есть:

  • Широкий выбор средств общения и разнообразных обучающих программ.
  • Возможность посылать запрос (сообщения) в любое удобное время. В свою очередь получающий также имеет возможность отвечать когда удобно.

Снятие многих барьеров непосредственного общения. (Например таких как барьеры избирательного слушанья, частичного оценочного суждения, семантические проблемы, фильтрация, давление времени, логический барьер, стилистический барьер и прочие [3]).

  • Возможность фильтровать высказывания. Взвешивать свои слова, отбрасывать не существенное. В диалоге участники могут вернуться к предыдущим словам, перечить и переосмыслить их.
  • Формирование чувства общности и причастности. Между студентами и преподавателем возникает понимание и взаимное уважение, как результат совместной деятельности и контакта в доступной и знакомой молодым людям форме.
  • Налаживание диалога и активного взаимодействия между студентами и преподавателем, что решает одну из первоочередных задач педагогической психологии, начало изучения, которой положено в роботах А. И. Зимней,
    Т. М. Марковой, Н. Ф. Тылызиной и других.
  • Стимуляция выбора преподавателем стратегии контакта. К стратегии контакта М.С. Волохонская относит действия, направленные на достижение взаимопонимания со студентами, на выявление общих интересов, ценностей, целей. Она позволяет совершенствовать процесс обучения делая его взаимовыгодным и значимым для всех участников [4; с.112-113].
  • Такое общение может стать основой формирования тематического кружка или студии, способствовать формированию устойчивого научного, либо профессионального интереса у будущих специалистов.
  • Повышение рейтинга преподавателя и подтверждение его компетентности.
  • Упрощение организации передачи и обмена данными.
  • Открытие широкого спектра обучающих возможностей.
  • Возможность контакта со студентами, которые отсутствовали на занятиях.

В процессе анализа было раскрыто большинство психологических особенностей, которые возникают в результате взаимодействия между преподавателем и студентами дневной формы обучения в Интернет-пространстве. Можно подвести итог – современная жизнь и темпы развития технологий ставят перед преподавателями задачу частичной интеграции учебного процесса в виртуальный мир, что имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Качественная динамика этого процесса будет возникать в том случае, если преподаватели, осознавая суть проблемы, займут активную позицию, направленную на эффективное взаимодействие.

В перспективе разработки данной темы проведение эмпирического исследования направленного на повышение эффективности взаимодействия преподавателя и студентов дневной формы обучения в Интернете.

 

 

Литература

  1. Готская А. И. Информационное взаимодействие в сети интернет как объект научно-педагогических исследований // Институт международных программ Российского университета дружбы народов URL: http://imp.rudn.ru/vestnik/2009/2009_2/5.pdf (дата обращения: 09.12.2012).
  2. Сережникова Р.К., Попов Ю.В. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия преподавателей со студентами // popoff.donetsk.ua URL: http://popoff.donetsk.ua/text/donntu/events/20040514/article.html (дата обращения: 06.12.2012).
  3. Панфилова А.П. Барьеры эффективного общения и способы их преодоления. // Элитариум URL: http://www.elitarium.ru/2012/08/24/barery_obshhenija_sposoby_preodolenija.html (дата обращения: 09.12.2012).
  4. Волохонская М. С. Коммуникативные стратегии преподавателей глазами студентов // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Материалы 4-й Всеросийской научно-практической конференции. Часть 1..  - Челябинск: Образование, 2005.  - С. 111-114.

 

...

Всі права захищено. Копіювання матеріалів дозволяється лише із вказанням авторства та посиланням на першоджерело.
Copyright MyCorp © 2018