Психологія: лекції, семінари,
практичні, сценарії тренінгів

пошук по сайту
ось
Вхід

Социально-психологический тренинг асертивного поведения

ГоловнаСтаттіЦей матеріал

Опубликовано на сайте «МОСИ»

http://mosi.ru/ru/conf/articles/socialno-psihologicheskiy-trening-assertivnogo-povedeniya

IV Международная научно-практическая конференция на основе интернет-форума 

«Психологическое сопровождение образования: теория и практика»

 

Социально-психологический тренинг асертивного поведения

Скуловатова Е. В.

Киевский национальный торгово-экономический университет, Украина, Киев

 

В современном образовательном процессе становится всё более очевидным позитивный психологический эффект, который возникает при использовании тренинговых технологий. Вчерашний школьник, как правило, испытывает те, либо иные проблемы, оказавшись в академической среде, и своевременная профилактика и психологическая поддержка делают его адаптацию более быстрой и качественной.

 

Ключевые слова: Социально-психологический тренинг, взаимодействие, общение, асертивность.

In today's educational process is becoming increasingly obvious positive psychological effect that occurs when using training techniques. Yesterday's student usually feels those or other problems, being in an academic environment, and timely prevention and psychological support make it adapt more quickly and efficiently.

Key words: Socio-psychological training, interaction, communication, assertiveness.

 

Данная статья рассказывает про опыт проведения социально-психологических тренингов для студентов в рамках роботы Центра психологического обеспечения профессиональной деятельности Киевского национального торгово-экономического университета, в частности «Тренинга асертивного поведения». Актуальность статьи обусловлена несомненной важностью первых месяцев обучения студентов в ВУЗе (особами, который проходят тренинги центра, в основном, являются студенты младших курсов), так как в этот период формируются отношения между молодыми людьми в группе, распределяются основные роли, выделяются лидеры и аутсайдеры и т.д. Участие в тренинге позволяет молодым людям раскрыть собственный потенциал, выработать способы самоутверждения, познакомиться с другими студентами, улучшить коммуникативные навыки, научиться слушать товарищей, подводит к пониманию других и показывает, что у всех есть проблемы и трудности, обучает уверенному поведению.

Цель публикации – подчеркнуть важность психологического сопровождения учебного процесса и продемонстрировать один из вариантов его внедрения в практику.

Изучением проблемы психологического сопровождения студентов занимались: Ю.А. Александровский, Г.О. Балл, М.С. Корольчук,
В.М. Крайнюк, И.В. Мостовая. Проблеме адаптации в учебной среде посвящены роботы С.И. Болтивця, Н.Г. Ипатова, О.М. Кокуня,
Г.П. Левковской.

В КНТЕУ уже много лет подряд работает Центр психологического обеспечения профессиональной деятельности, в функции которого, наряду, с психологическим консультированием, проведением опросов, организацией конференций, семинаров, симпозиумов, профессиональной диагностики, входит проведение социально-психологических тренингов для студентов. Их тематика непосредственно касается проблем лидерства, общения, уверенности и поиска смысла жизни. В 2013 году проводились тренинги следующей тематики: «Школа лидера», «Камандообразование», «Жизнь по собственному выбору», «Партнёрское общение», «Емоциональный интелект – путь успешной личности» и «Тренинг развития асертивности личности».

Участником тренинга может стать любой желающий, но, как правило, это студенты первого курса, категория наименее адаптированная, но мотивированная к новому опыту. Дополнительным стимулом для участников является сертификат с печатью университета о прохождении тренинга, который в последствии они могут прилагать к резюме при поступлении на роботу.

Тренинг развития асертивности личности проходит за двенадцать встреч, которые длятся на протяжении пары. Как показывает практика, это оптимальное время, за которое удаётся достигнуть поставленных целей и не вызвать пресыщения данной формой роботы. Время между встречами способствует переосмыслению событий и даёт возможность внедрить полученные навыки в практику. Кроме того, такой вариант позволяет проводить занятия без ущерба основной учебной деятельности студентов и не требует посещения университета в выходные дни. Участники подбираются таким образом, чтобы в занятиях участвовали люди из разных академических групп, так как это создаёт условия для более полного раскрытия и помогает в реализации задач стоящих перед ведущим. Группу, в которой участники мало знакомы легче направить в нужное русло, чем ту, где уже сформировались определённые правила. В «чужой» группе человек имеет шанс по другому построить отношения, отрепетировать новые, более успешные формы взаимодействия.

Созданию программы тренинга предшествовало эмпирическое исследование, посвященное проблеме представления об успешности у студентов младших курсов. Его результаты были опубликованы в статье «Влияние личностной успешности на качество адаптации в ВУЗе» [1]. Было определено, что умение «подать себя», на ряду с желанием учится, наличием способностей и интересом к предмету, определяется опрошенными как основное качество необходимое студенту для достижения успеха. Поэтому при разработке тренинга мы обозначили самопрезентацию как одну из составляющих тренинга.

Основной целью данного тренинга является развитие ассертивности личности (формирование уверенного поведения). Понятие «асертивность», на данный момент, приобрело достаточно широкую популярность, хотя в литературе нет его однозначной трактовки [2; 39].

В данном контексте ассертивность рассматривается как способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не ущемляя при этом прав других, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль 1 . Коммуникация.

Занятия 1. Самопрезентация.

Цель: Отработка навыков самопрезентации.

Задачи:

  1. Выработка групповых норм.
  2. Знакомство участников группы.
  3. Работа над самопрезентацией.
  4. Осознание важности первого впечатления.

Занятие 2 . Основы эффективной коммуникации.

Цель: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. Отработка навыков убеждения.
  2. Подчеркивание важности интонаций в процессе коммуникации.
  3. Обучение эффективным способам общения.
  4. Повышение коммуникативной компетентности участников.

Занятие 3. Установление контакта с людьми.

 Цель: Научиться слушать и понимать других людей.

Задачи:

  1. Совершенствование умения находить подход к людям.
  2. Развитие доверия к собственным ощущениям.
  3. Освоение навыков активного слушанья.

Занятие 4. Убеждение и влияние на партнера.

Цель: Закрепление приобретённых коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. Развитие умения найти аргументы в пользу своей позиции.
  2. Отработка навыков понимания невербального общения.
  3. Рефлексия собственных коммуникативных особенностей.
  4. Выработка умения говорить «нет».

Модуль 2. Самоорганизация.

Занятие 5. Развитие целеустремленности.

Цель: Выдиление четких жизненных целей и представления о путях их достижения.

Задачи:

  1. Построение участниками перспектив будущего.
  2. Стимулирование участников к действиям по достижению цели.
  3. Отработка навыков постановки целей и расставки приоритетов.

Занятие 6 . Планирование времени.

Цель: Выработка навыков сознательного планирования.

Задачи:

  1. Обучение целенаправленному планированию.
  2. Переосмысление философских представлений о существовании времени и пространства.

Занятие 7 . Техники уменьшения стресса.

Цель: Повышение стрессоустойчивости участников.

Задачи:

  1. Анализ неэффективных стратегий поведения.
  2. Обсуждение «Модели ассертивности Мануэля Смита» и понимание её основных принципов.
  3. Знакомство с техниками релаксации.

Занятие 8. Развитие организаторских способностей.

Цель: Ознакомить участников с возможностями развития их организаторских способностей.

Задачи:

  1. Осознание участниками важности самоорганизации.
  2. Оценка участниками возможности оценить собственный потенциал как организатора.
  3. Робота над развитием организаторских способностей.

Модуль 3. Уверенность в себе и собственных силах.

Занятие 9. Уверенное поведение.

Цель: Выработка навыков уверенного поведения.

Задачи:

  1.  Способствовать познанию качеств собственного характера, препятствующих принятию себя.
  2. Снятие напряжения, чувства тревоги.
  3. Стимулирование развития умения самоанализа и преодоления психологических барьеров.

Занятие 10 . Выработка позитивного мышления.

Цель: Развитие умения гордиться собственными достижениями и видеть во всем позитивные стороны.

Задачи:

  1. Развитие чувства симпатии к себе.
  2. Выработка привычки воспринимать мир с юмором.
  3. Воспитание чувства собственного достоинства.

Занятие 11. Принятие ответственности за собственную жизнь.

Цель: Личностный рост путем принятия ответственности.

Задачи:

  1. Раскрытие лидерского потенциала.
  2. Осознание собственной ответственности.
  3. Выработка установки к принятию ответственности.

Занятие 12. «Я - ассертивное личность».

  1. Цель: Переосмысление всего, что происходило на тренинге.

Задачи:

  1. Осознание событий произошедших на тренинге.
  2. Выделение основных изменений, которые произошли в понятиях, суждениях, представлениях о себе и мире участников.
  3.  Формирование позитивных установок на дальнейшей личностный рост участников.

 

Реализация тренинговых программ в ВНЗ является эффективным методом психологического сопровождения учебного процесса [3; 238]. Она содействует улучшению адаптации студентов-первокурсников, повышает их личностную компетентность, совершенствует навыки общения и т.д. Программа «Тренинга асертивного поведения» направлена на выработку у студентов уверенности в себе, навыков самопрезентации, в процессе роботы они узнают про возможные альтернативные варианты собственного поведения, способы борьбы с повседневным стрессом, обретают возможность снижения степени зависимости от мнения окружающих, учатся самостоятельно принимать решения и отвечать за них, улучшают коммуникативные навыки и получаю стимул к саморазвитию.

В перспективе разработки данной темы, создание тренинговых программ для студентов старших курсов с целью подготовки их к вступлению в профессиональную деятельность, выработки психологических навыков необходимых для успешного продвижения по службе и построения карьеры.

Литература

  1. Скуловатова О.В. Вплив особистісної успішності на якість адоптації до навчання у ВНЗ. // Проблеми сучасної психології: Збірник наукових праць Камянець-подільського національного університету імені Івана Огієнка, Інституту психології ім. Г.С. Костюка НАПН України / За ред. С.Д. Максименка, Л.А. Онуфрієвої. – Вип. 13. – Камянець-Подільський: Аксіома, 2011. – С. 425 – 434.
  2. Алексеева Л.Ф., Лебедева И.В. Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии // Вестник практической психологии образования, 2009. №1. – C. 39-42.
  3. Мостова І.В. Обгрунтування та вплив психокорекційної програми оптимізації адаптаційного входження студентів-економістів у навчальну діяльність протягом чотирьох років навчання // Вісник Національного університету оборони України, 2012. – Вип. 3 (228). – С. 237-242.
...

Всі права захищено. Копіювання матеріалів дозволяється лише із вказанням авторства та посиланням на першоджерело.
Copyright MyCorp © 2018